Вся правда об анатомичке (как любят ее называть).
Одним из самых популярных вопросов для меня является: "А вы правда трупы режете?!" Второй по частоте: "Ой, ты педиатр? Детей любишь?". Причем оба эти вопроса к 6 курсу вызывают большей частью раздражение. Есть еще третий вопрос: "Вы и уколы умеете делать?". Это он в последнее время редкость.
В этом посте я отвечу только на первый вопрос. Буду писать честно и может немного скучно, но правду. Кто не любит медицинскую циничность, просьба не читать: может стать противно.
страшно, но интересно С трупами студент-медик сталкивается почти сразу же на 1 курсе. Конечно, этот предмет называется анатомия. Почти, потому что сначала мы изучаем кости. Вообще студенты занимаются на нескольких разновидностях препаратов: труп, шора, мокрые и сухие препараты. Сухие препараты - это те же самые кости, например, ненавистный всем студентам свод черепа (бррр, до сих пор все foramina (отверстия - лат.) помню). Влажные - это органы, кости с хрящами и связками, хранящиеся в формалине. Шора - внутренние органы отдельно от трупа: начиная с языка и пищевода, и все что в животе. Ну и сам труп - тут думаю все и так ясно. В основном - это бомжи без родственников, которых нам отдают морги.
А вы правда трупы режете? Нет, мы их не режем. Одной моей подруге с вечернего посчастливилось попасть на препаровку, но это однажды за год. А так препарируют уже опытные лаборанты, которые знают, что отрезать, а что оставить.
Как правило, трупов нам дают не так много. Лежат полгода три несчастных тела, и все студенты по-очереди их мучают. Чего ж там резать? Там связки-то уже все порваны. Вообще для студентов нет ничего хуже, когда весь год занимаешься на старом, засохшем трупе, где селезенка и печень исколоты пинцетами (видимо у особенно усердствующих пинцетами), все сосуды и нервы давно порваны и перепутаны, а сердце какой-то шутник закинул в малый таз ; и вот начинается экзамен - и тебя ведут к свеженькому, благоухающему формалином трупу, на котором все-все есть, даже грудной лимфатический проток (который ты до этого искренне считал выдумкой авторов учебника и несуществующим в природе).
А еще я вспомнила, как нам однажды дали какую-то тему разбирать и один труп на нас и малазийцев (иностранный поток в нашем институте). На первом курсе иностранцы у нас почти не знают русского, только на инглише спикают, и то хреново. А некоторые русские на первом курсе и на инглише слов не знают. Представьте, мы нашли с ними общий язык! Спасибо латыни
А не боитесь? Это же ТРУПЫ!! Для студентов труп - это уже далеко не человек, а лишь учебный материал. Ну невозможно воспринимать его по-другому. Трупа я могу испугаться только в одном случае - если он вдруг встанет и со словами: "Мозги! Мозги!" попрет на меня. В остальных случаях бояться не вижу смысла.
Анатомичка? Анатомический театр? Называйте, как хотите. Для меня это всего лишь кафедра анатомии, располагающаяся в самом далеком углу нашего института в подвале. На кафедре, как и везде, есть лекционные залы и учебные аудитории. Только аудитории у нас находятся в подвале, и представляют собой просторные залы, в почти каждом лежит труп. Выше этажом находится кафедра ОПХ и топки (Оперативная хирургия с курсом топографической анатомии). Этаж полностью повторяет подвал, только препараты у них свои, отдельные. Сдав зимой 2 курса экзамен по анатомии, наш студент недолго радуется, ибо уже на 3 курсе поднимается на этаж выше. Там то и начинается настоящее мочилово. Там и иголку с ниткой дают печень пошить, и пункцию сустава сделать, и коникотомию. Но нет предмета страшнее для студента
А в морг ходили? Ходили. На 3 курсе была патоанатомия. Так как мы педиатры, то попали на показательное детское вскрытие. Наверно, для неподготовленного человека - это страшно. Мы были подготовленные, поэтому вовсю зевали и посматривали на часы
На 4 курсе (если я ничего не путаю) мы ходили в морг в Абрикосовом переулке (старейший морг города Москвы, где проходят судебные медэкспертизы). Там у нас была судебка. Основное время мы занимались в обычных учебных комнатах с показательными муляжами, один раз ходили на секционное вскрытие (секция). Отметили отличия, позвешивали органы, написали протоколы и радостные ушли домой. Минус - у меня пропах свитер. На самом деле стоять на вскрытии очень скучно и утомительно, и практически нифига не видно, если глаз не натренирован. Я могу только отек мозга увидеть ну и кровоизлияния стратегически важные
Как пахнет в анатомичке? Противно, но привыкаешь быстро. На самом деле ничего смертельного ужасного в запахе формалина нет (это я про анатомию сейчас). Просто когда труп особенно свеженький, да промыт плохо, от формалина начинает свербить в носу и жутко течь слезы. Помню, я когда сдавала экзамен литр слез пролила над трупом. Надо было видеть картину: стоят рядышком так экзаменатор и студент, изредка тыкают в труп пинцетом и оба рыдают
А в морге в секционной пахнет как в мясной лавке. Пока кишечник не вскроют Поэтому его вскрывают последним, и как правило все студенты к тому моменту уже успевают тихо смотаться под шумок
Подводя итог всему сказанному, для студентов труп на первых трех курсах означает зубрилово, постоянные отработки, не сданные сессии и испорченные зачетки. Для студентов 4-6 курса это скука смертная и ничего больше. Вот и все эмоции. Наверно, это цинично. Но такая у нас учеба.